Лингвистическая экспертиза наименований - ООО НПО «Эксперт Союз»

Лингвистическая экспертиза наименований

Лингвистическая экспертиза наименований(фирменных наименований, обозначений; товарных знаков)

Лингвистическая экспертиза наименований производится с целью анализа имен
собственных (наименований) с точки зрения их соответствия нормам литературного языка,
их новизны и оригинальности, содержания в них разного рода отсылок к явлениям
объективной действительности.

Экспертиза наименований необходима для установления признаков преступления,
предусмотренного ст. 180 УК РФ; для разрешения гражданско-правовых споров о
совпадении различных наименований до степени их смешения; о содержании в
наименованиях скрытой или явной пропаганды (наркотиков, насилия) и т.п.

Объекты экспертизы наименований

Объектами экспертизы наименований являются:

  • документы (оригиналы или ксерокопии), содержащие в себе наименование;
  • распечатки или выписки из электронного дискурса, содержащие в себе
    наименование;
  • печати и штампы (их оттиски на бумаге), содержащие в себе наименование;
  • логотипы, исполненные полиграфическим способом или на машиночитаемых
    носителях (CD-диске, карте флэш-памяти).

Исследуемый объект может содержать одно слово или несколько слов, сочетать в себе
вербальную (словесную) и невербальную информацию (рисунки, изображения, знаки,
символы и т.п.).

Имена собственные – это слова и сочетания слов, которые обозначают единственные
в своем роде предметы, выделяя их из класса других однородных предметов.

К именам собственным относятся:

  • личные имена физических лиц (официально зарегистрированные имена, отчества,
    фамилии);
  • псевдонимы;
  • прозвища физических лиц;
  • клички домашних животных;
  • наименования юридических лиц (названия фирм, акционерных обществ,
    общественных организаций и т.п.);
  • товарные знаки и знаки обслуживания («обозначения, служащие для
    индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или
    физических лиц»);
  • имена доменов сети Интернет;
  • адреса электронной почты;
  • сетевые псевдонимы (так называемые «ники», «никнеймы», наборы символов,
    позволяющие однозначно идентифицировать конкретного пользователя в рамках
    конкретной автоматической электронной системы);
  • географические названия и т.п.

В рамках лингвистической экспертизы наименований могут решаться
классификационные, диагностические и идентификационные задачи.

Классификационные и диагностические задачи:

  1. Соответствует ли данное наименование нормам современного (русского)
    литературного языка?
  2. Является ли данное наименование индивидуальным и уникальным?
  3. Какие коннотации (положительные или отрицательные) имеет данное
    наименование?
  4. В какие системные (ассоциативные, словообразовательные, этимологические) связи
    с лексикой (русского) языка может входить данное слово?
  5. Выступает ли в качестве наименования единица, которая используется как
    общепринятое и общеупотребительное обозначение товаров и услуг данного рода?
  6. Не содержит ли данное наименование и его элементы информации, способной
    ввести в заблуждение потребителя относительно товара (услуги) или его изготовителя?
  7. Не содержит ли данное наименование явной или скрытой пропаганды (наркотиков,
    насилия, расовой, межнациональной, религиозной ненависти и т.п.)?

Идентификационные задачи

  1. Какими общими (отличительными) чертами (графическими, фонетическими,
    семантическими или другими) обладают рассматриваемые наименования?
  2. Является ли данное наименование сходным с другими рассматриваемыми
    наименованиями (обозначениями) до степени смешения?
  3. Имеется ли сходство до степени смешения между наименованием «…» и
    наименованием «…»?
  4. Какое из сравниваемых наименований является более известным и популярным?