Сравнительная оценка бизнеса

Сравнительная или рыночнаяоценка бизнесаявляется одной из основных оценок и характеризуется тем, что, при определение стоимости предприятия или его элементов, производится сравнения с предприятиями-аналогами, которые уже реализованы на рынке. Вся информация о предприятиях-аналогах должна находится в свободном доступе. Источники данной информации различны — от средств массовой информации до интернета.

Предприятиями-аналогами являются только разумно сравнимые предприятия и оценщик ориентируется на их реальные цены купли-продажи.

Для сравнительной оценки бизнеса характерны следующие принципы:

  • Сопоставимости. Сравнение происходит с реальными ценами, сформированными в условиях рынка;
  • Альтернативных инвестиций. Анализ перспективного дохода инвестиций;
  • Соизмеримости. Возможности аналогичного предприятия, финансовые или производственные, должны иметь определенные соотношения, только тогда их можно использовать как аналог;

Методы сравнительной оценки бизнеса:

  • Метод компании-аналога. База для сравнения — цена на единичную долю акции открытого акционерного общества;
  • Метод сделок. Направлен на определение полной цены предприятия;
  • Метод отраслевых коэффициентов. Определенное соотношение между стоимостью и финансовыми параметрами.

Основные этапы сравнительной оценки бизнеса:

  • Сбор информации;
  • Сравнение со списком предприятий-аналогов;
  • Финансовый анализ;
  • Определение оценочных мультипликаторов;
  • Расчет величины мультипликатора;
  • Вынесение конечной стоимости;
  • Итоговые корректировки.

Основным достоинством данного вида оценки бизнеса является истинное отражение спроса и предложения на объект оценки.