Сравнительная оценка бизнеса
Сравнительная или рыночная оценка бизнеса является одной из основных оценок и характеризуется тем, что, при определение стоимости предприятия или его элементов, производится сравнения с предприятиями-аналогами, которые уже реализованы на рынке. Вся информация о предприятиях-аналогах должна находится в свободном доступе. Источники данной информации различны — от средств массовой информации до интернета.
Предприятиями-аналогами являются только разумно сравнимые предприятия и оценщик ориентируется на их реальные цены купли-продажи.
Для сравнительной оценки бизнеса характерны следующие принципы:
- Сопоставимости. Сравнение происходит с реальными ценами, сформированными в условиях рынка;
- Альтернативных инвестиций. Анализ перспективного дохода инвестиций;
- Соизмеримости. Возможности аналогичного предприятия, финансовые или производственные, должны иметь определенные соотношения, только тогда их можно использовать как аналог;
Методы сравнительной оценки бизнеса:
- Метод компании-аналога. База для сравнения — цена на единичную долю акции открытого акционерного общества;
- Метод сделок. Направлен на определение полной цены предприятия;
- Метод отраслевых коэффициентов. Определенное соотношение между стоимостью и финансовыми параметрами.
Основные этапы сравнительной оценки бизнеса:
- Сбор информации;
- Сравнение со списком предприятий-аналогов;
- Финансовый анализ;
- Определение оценочных мультипликаторов;
- Расчет величины мультипликатора;
- Вынесение конечной стоимости;
- Итоговые корректировки.
Основным достоинством данного вида оценки бизнеса является истинное отражение спроса и предложения на объект оценки.