Принципы оценки бизнеса
Существует три группы принципов оценки бизнеса:
- Базирующиеся на взглядах собственника;
- Основанные на специфики объекта оценки, его особенностях и условиях эксплуатации;
- Возникающие от взаимодействия с рыночной средой.
Принципы, базирующиеся на взглядах собственника, включают в себя:
Принцип полезности. В соответствии с этим принципом полезность определённого объекта для всех участников рынка различная. Благодаря этому принципу можно начать говорить о стоимости предприятия и в целом, о возможности оценки;
Принцип замещения. Его суть состоит в том, что максимальная цена за имущество объекта оценки не должна превышать наименьшую цену за которую можно создать или приобрести новый объект с такой же эффективность;
Принцип ожидания. Смысл этого принципа в будущих выгодах и перспективной полезности объекта оценки.
Принципы, основанные на специфики объекта оценки, его особенностях и условиях эксплуатации:
Принцип вклада. Характеризуется тем, что при добавление нового элемента, от которого объект оценки получает доход, его стоимость увеличивается. Увеличение стоимости может не соответствовать стоимости нового элемента;
Принцип добавочной продуктивности. Определяется чистым доходом имеющим отношение к земле, после покрытия затрат;
Принцип предельной производительности. Изменение любого фактора производства может влиять на рост или падение стоимости объекта;
Принцип баланса. Оптимальный баланс факторов производства.
Принципы оценки бизнеса, возникающие от взаимодействия с рыночной средой:
Принцип зависимости от стоимости и характера окружающего имущества;
Принцип соответствия. Можно определить как принцип нужности в условиях рынка;
Принцип спроса и предложения. Чем выше спрос, тем выше стоимость. Чем выше предложение, тем стоимость ниже;
Принцип конкуренции. Способствует становлению реальной рыночной цены;
Принцип изменения стоимости во времени;
Отдельно выделяется принцип эффективности использования. Учитывает целесообразность использования в целом.