Товарные знаки: виды и порядок регистрации

Товарный знак регистрируется компаниями для того, чтобы потребитель мог отличить их продукцию или услуги среди сотен других. Высокая конкуренция между предприятиями занятыми в одной сфере деятельности заставляет их задуматься об индивидуализации своих товаров, работ и услуг.

Основные виды

Товарные знаки могут иметь словесную, изобразительную, объемную, звуковую или даже комбинированную форму выражения. Наиболее распространенными считаются словесные знаки, ведь они очень хорошо запоминаются покупателями и такой знак сложно перепутать с каким-то другим. Так, каждый совершеннолетний потребитель узнает товарный знак «Coca-Cola» или «Samsung» и ему не нужно дополнительно объяснять, какие же товары под ним изготавливаются.

Изобразительные товарные знаки чаще всего имеют вид эмблем. Причем чем лаконичнее и оригинальнее получается эмблема, тем больше у компании-производителя шансов на то, что когда-то он станет очень узнаваемым и престижным. Таких результатов удалось добиться таким всемирно известным компаниям, как «Nike», «Mercedes», «Apple».

Эксклюзивная упаковка или даже сам товар также могут стать товарными знаками и этим пользуются производителя алкогольной и косметической продукции. Что касается аудиологотипа, то он тоже достаточно действенен. Например, практически любой человек узнает мелодию, которая звучит тогда, когда рекламируется McDonalds.

Каждая компания имеет право зарегистрировать несколько товарных знаков, ведь они бывают:

  • фирменными — служат для того, чтобы целевая аудитория могла идентифицировать непосредственно компанию-производителя;
  • ассортиментыми — помогают покупателю идентифицировать товар определенного вида или наименования. Если предприятие выпускает широкий ассортимент продукции, то, к примеру, она может зарегистрировать один товарный знак для бытовой химии и другой — для косметики или средств гигиены.

Если товарная марка принадлежит одному предпринимателю или предприятию, то она является индивидуальной. Если же знак регистрируется для продукции, которая производится и реализуется юридическими лицами, входящими в хозяйственные ассоциации, холдинги или другие объединения, то тогда он называется коллективным.

Этапы регистрации

Оформление заявки и подача ее в Роспатент является первым этапом регистрации товарного знака. В этом государственном органе проводится специальная экспертиза, в ходе которой выясняется, действительно ли предложенный к регистрации знак соответствует всем предъявляемым требованиям и является ли он единственным в своем роде.

Кроме заявления нужно предоставить сам товарный знак, описание заявляемого обозначения, а также список товаров или услуг, которые в дальнейшем будут выпускаться под данной торговой маркой.

Предоставлять заявку на оформление торгового знака может как сам заявитель, то есть предприниматель или директор компании, так и его представитель, который должен действовать на основании нотариально заверенной доверенности.

После того как заявка о регистрации была принята, Роспатент ее публикует в официальном бюллетене. Далее заявитель должен заплатить пошлины и после проведения всех необходимых экспертиз и рассмотрении заявлений, происходит регистрация непосредственно в Госреестре.

Действующее законодательство строго регламентирует срок действия права заявителя на товарный знак. Согласно ст. 1491ГК РФ, данное право действует в течение 10 лет после подачи заявки. По истечению заявленного термина компания должна снова подавать документы и проходить регистрацию.